Что делать?
24 марта 2019 г.
Перенять опыт эффективной исполнительной власти
9 ЯНВАРЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Исполнительная власть — это та ветвь власти в демократических странах, с которой чаще всего имеют дело граждане. В России сегодня это единственная реальная власть. Этим объясняется важность повышения качества ее работы. Предстоит понять, что с учетом мирового опыта можно сделать, чтобы перейти от коррумпированной и малоквалифицированной российской бюрократии к бюрократии образованной, честной и ответственной, служащей своему народу, способной эффективно управлять страной, регионами, городами и поселениями? Даже если реформа госслужбы не представляется сегодня возможной по политическим причинам, надо понимать ее возможные варианты, их трудности и последствия. Придет время, и результаты такого исследования будут востребованы в России.

Исходные посылки

В современной глобальной экономике успех наций, конкурентоспособность стран определяется эффективностью общественных институтов (законов, правил, обычаев, неформальных практик и установок, стимулов, ограничений и наказаний). Именно институты определяют эффективность как рыночного, так и государственного регулирования. Корень проблем развития — в плохих институтах. Привычные, но неэффективные тормозят развитие, непривычные, но эффективные его ускоряют.

Прежде всего перед исследователями встает вопрос о критериях качества институтов: что значит плохие или хорошие, эффективные или неэффективные? Институт (например, прописанное в законе право чиновников принимать решение по своему усмотрению) может быть хорошим, т.е. выгодным для узкой социальной группы получателей административной ренты, и плохим — для податного сословия. Предлагается, в соответствии с демократической системой ценностей, исходить из долгосрочных интересов самых широких слоев населения. Они вполне корректно описываются Индексом человеческого развития (ИЧР), который базируется на трех показателях:

• средняя продолжительность жизни;

• ВВП на душу населения;

• уровень образования населения.

Сравнение стран по ИЧР, а также анализ влияния на ИЧР тех или иных институтов (там, где имеется необходимая информация) в принципе позволяет сделать выводы о качестве институтов. В ряде случаях качество институтов может быть оценено по другим объективным показателям.

В нашем исследовании предлагается из всей совокупности общественных институтов выделить для исследования институты исполнительной власти, т.е. институты, определяющие функционирование бюрократии и, как следствие, качество государственного управления.

Предлагаемые направления исследования опыта развитых стран

Каков порядок формирования органов исполнительной власти? Имеется ли в стране независимый институт отбора на госслужбу, наподобие британских комиссий по госслужбе?

Какова роль политической конкуренции при формировании органов исполнительной власти и контроле за их работой? Насколько эффективен парламентский контроль за органами исполнительной власти?

Как организован отбор кандидатов на госслужбу? Обязательны ли квалификационные экзамены, дипломы, степени? Как проводится последующая аттестация?

Как устанавливаются конкретные квалификационные требования к госслужащим на основе компетентностного подхода и в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций?

Как работает система повышения квалификации и непрерывного образования госслужащих?

Какие меры применяются для предотвращения отбора кандидатов на госслужбу по критерию личной преданности, лояльности, принадлежности к определенному чиновников?

Как для отбора кандидатов на госслужбу используется потенциал экспертного сообщества, кадровых агентств, НКО?

Используется ли при формировании структур органов исполнительной власти и мотивировании госслужащих опыт частных корпораций?

Как формируется должная система ценностей у госслужащих? Есть ли обязательные стандарты поведения чиновников?

Каковы методы формирования у госслужащих должной мотивации, в том числе:

- через штрафы, возмещение убытков по регрессным искам, дисквалификацию, досрочное прекращение должностных обязанностей, снижение шансов при конкурсе на повышение;

- через премиальную систему и ускорение социального лифта.

Применяется ли ограничение срока службы чиновника в должности (связанное либо с повышением в должности, либо с освобождением от должности и переходом на другую работу)?

Какими нормами и практикой обеспечивается реальная открытость информации о работе органов исполнительной власти?

Какими мерами обеспечивается минимизация коррупциогенных норм и правил, по которым обязаны работать госслужащие?

Каковы критерии и порядок оценки работы органов исполнительной власти и их подразделений, органов местного самоуправления, а также госпредприятий и госкорпораций? Кто и как проводит эту оценку?

На каких принципах основан финансовый контроль за работой органов исполнительной власти и МСУ? Кому реально подчинены Счетные палаты?

Привлекаются ли граждане и НКО к обсуждению планов и проектов органов исполнительной власти?

Имеют ли граждане право, возможность и стимулы оспаривать в судебном порядке противоправные решения органов исполнительной власти или решения, нарушающие общественные интересы, интересы неопределенного круга лиц?

Имеют ли граждане право на частное обвинение госслужащих, совершивших уголовное преступление, например, осуществивших «распил» бюджетных средств?

Есть ли в стране Административные суды (как ветвь судебной власти), предназначенные специально для раз решения конфликтов с органами власти? Достаточна ли квалификация их судей для принятия решений, отменяющих решения органов исполнительной власти?

Используются ли для подготовки кадров госслужащих государственно-частные и муниципально-частные партнёрства с участием НКО?

Какие методы (дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр и др.) используются при непрерывном образовании госслужащих?

* * *

Кто и как сможет участвовать в этом исследовании? Граждане, различающиеся по своим политическим воззрениям, обеспокоенные нынешней ситуацией в России и понимающие, что придет время перемен. Каких? Насколько учитывающих опыт развитых стран? Нам всем будут полезны переводные статьи об этом опыте. Присылайте их на e-mail «korz1organ@gmail.com. Премия лучшим переводным аналитическим статьям — гарантирована!

Фото: Россия. Санкт-Петербург. Милиционер и пикетчик с плакатом "Поставим власть под контроль народа" во время акции протеста на Пионерской площади. Фото ТАСС/Интерпресс/фото из архива












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Горизонтальная Россия. Германия как воплощение русской мечты
18 МАРТА 2019 // ДМИТРИЙ ГУБИН
Германия вообще очень похожа на воплощение русской мечты о справедливой жизни. Достаток, социальные гарантии, добротность быта без особых ухищрений: в биргартенах все сидят на общих скамьях за общими столами, хотя кое у кого есть лошади или самолет. Но главное — обилие горизонтальных общественных связей. Основа немецкой жизни — Verein, ферайн: общество, кружок, союз. Ферайны здесь всюду. Вот во дворике играет оркестр почтовых рожков: ферайн, никаких сомнений. Есть ферайны рыболовов и охотников, кукольных мастеров и меломанов, а я на днях получил приглашение прогуляться по ночному лесу при свете факелов (устраивает лесолюбный ферайн).
В российском государстве не должно быть самодержавия!
13 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россия — государство авторитарное, самодержавное, с монопольной властью президента. Президент у нас мало чем отличается от царя. Но для большей части россиян авторитаризм, монархизм, диктатура, «карманный» суд и произвол власти — явления привычные, корнями уходящие в историю народа. Теплится у людей только надежда на чудо, на доброго царя-президента, который будет подписывать указы и законы не ради выгоды своих друзей и опричников, а для пользы простого народа. Но скромные авторитарные правители, думающие прежде всего о своем народе, как ЛИ Куань Ю, к сожалению, встречаются крайне редко.
Гражданский долг по нашему и по европейски
13 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Российское общество много веков зиждется на пассивности людей, управляемых своекорыстной элитой. Те, кто пытался отстоять свои интересы, в глазах современников выглядели опасными смутьянами: что господам можно, то холопам запрещено. Существует представление, будто верховная власть – от Бога или, лучше сказать, наместник Бога на земле. При этом царь хороший, а бояре плохие. В России люди привыкли ругать власть на кухнях и писать царю челобитные.
Тернистая дорога к справедливому суду
12 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как показывают исследования Левада-Центра, большинство россиян предпочитает иметь во главе страны правителя «от Бога» (не важно, как его называть — фараоном, царем или несменяемым президентом), не подчиненного ни парламенту, ни результатам выборов. Мы до сих пор не ушли от средневекового и советского сознания, живем в условиях «силовой цивилизации», где закон, «что дышло», а указание начальства важнее  закона. На страже авторитарного правления стоят многочисленные  «опричники» и суд, лояльный президенту.
Чему учить? Кому учить? Как учить?
4 МАРТА 2019 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть IV (дайджест)
4 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
  Инклюзивные политические и экономические институты не появляются из ниоткуда. Часто они возникают на фоне серьёзного конфликта тех, кто поддерживает экономический рост, и тех, кто на тот момент обладает политической властью. Инклюзивные институты зарождаются при наступлении исторических точек перелома, таких как Славная революция в Англии — то есть тогда, когда определённые факторы приводят к ослаблению правящих кругов и усилению оппозиции и в результате возникают стимулы для построения более плюралистического общества.
Что творят наши правители?
1 МАРТА 2019 // ВАЛЕРИЙ СОЛОВЕЙ
«Что они творят?!» — весьма распространенная оценка действий российского руководства. Его поступки зачастую кажутся странными и непонятными не только широкой общественности, но и экспертам. Между тем, за ними стоит логика специфического стиля мышления, пусть даже изначальная аксиоматика этой логики кажется сомнительной. Итак, три источника и три составные части мышления правящей группы российской элиты: традиционная российская стратегическая культура; профессиональная социализация данной группы; индивидуальный профиль президента Путина и субкультура его ближайших соратников.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть III (дайджест)
26 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Промышленная революция повлияла на все сферы английской экономической жизни. Этот динамичный процесс начался благодаря институциональным изменениям, берущим начало в Славной революции. После 1688 года всё больше средств вкладывалось в строительство каналов и платных дорог. Эти инвестиции снижали стоимость транспортных услуг и явились важным условием для начала промышленной революции.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть II (дайджест)
20 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
В 1346 году бубонная чума, «чёрная смерть», достигла генуэзской колонии Тана в устье реки Дон на Азовском море. Чума, переносчиками которой были жившие на крысах блохи, пришла в Европу из Восточной Азии вместе с товарами, которые шли по великой трансазиатской торговой артерии — Шёлковому пути. Весной 1348 года она распространилась по Франции, Северной Африке и Италии и убивала примерно половину населения каждой территории, которой она достигала.
Почему одни страны богатые, а другие бедные
18 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Мы живём в мире, полном неравенства. Различия между разными странами напоминают различия между двумя частями Ногалеса (город, разделённый границей между Мексикой и США), только в большем масштабе... Причина того, что Ногалес, штат Аризона, гораздо богаче, чем Ногалес, штат Сонора, проста: совершенно разные институты по обе стороны границы создают совершенно разные стимулы для граждан. Соединённые Штаты гораздо богаче Мексики или Перу благодаря стимулам, которые их институты, и политические, и экономические, создают для граждан, бизнесменов и политиков.