Что делать?
16 июля 2020 г.
В стране победившего ресентимента
20 СЕНТЯБРЯ 2018, МИХАИЛ ЯМПОЛЬСКИЙ

ТАСС

Дайджест статьи: Михаил Ямпольский.
В стране победившего ресентимента // COLTA.RU. 6.10.2014

Изменение сознания широких масс россиян за последние десятилетия  внушает ужас. Происходит вулканический рост агрессивности  и отказ от признания реальности, погребенной под идеологическими фантазиями. Подобные явления обычно списывают на  обработку народа официальной телевизионной пропагандой. Это многое объясняет, но не все. Не любое общество можно распропагандировать в короткие сроки и до такого состояния. Чтобы пропаганда была эффективной, она должна соответствовать бессознательным устремлениям населения.

Фридрих Ницше называл ресентиментом чувства, характерные для рабов и крепостных, которые, в силу своего положения, ничего не могут изменить в окружающем мире. «Моральное восстание рабов начинается с того, что ресентимент  становится творческим и порождает ценности: это мораль существ, которые не способны к реакции, выразившейся  в поступке. И рабы вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая благородная мораль произрастает из торжествующего “Да”, сказанного самому себе, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” “внешнему”, “иному”, “чужому”. Это “Нет” и оказывается ее творческим деянием... Для своего формирования мораль рабов всегда нуждается, прежде всего, в противостоянии с внешним миром, говоря языком физиологии, нуждается во внешних раздражениях, для того чтобы действовать. Ее  акции исходно является реакцией» (Фридрих Ницше «К генеалогии морали» 1887).

Если мир не поддается физическому воздействию, то рабы уничтожают его в своем воображении. Просто отрицают его существование. Ницше указывал на связь ресентимента с религией рабов – с христианством, которое в отличие от язычества, мыслилось в категориях райской утопии. Точно так же коммунистическая утопия вписалась в стратегию ресентимента, ориентированную на отрицание реальных рыночных отношений, сложившихся  между людьми.

Отказ от реальности в современной России связан с чувством беспомощности людей, не способных изменить жизнь своей страны и даже своей семьи. Власть, защищаемая национальной гвардией и прочими силовиками, кажется непоколебимой. СМИ только подбрасывают сказки и суждения о «происках Запада», которые усиливают  «рабский» негативизм, как-то помогает людям преодолеть чувство своей  униженности.

Особенность российской ситуации в том, что все общество, от Путина до последнего стрелочника, является носителем ресентимента (как воображаемой мести) всему  развитому миру. Для Путина его истоком является непризнание его и России равными и уважаемыми игроками на мировой арене. Для простого гражданина – его беспомощность перед лицом полиции, чиновников, судов и бандитов. Ресентиментные фантазии власти вошли в резонанс с ресентиментными фантазиями обывателей.

Авантюра на Украине стала не агрессией, нарушившей международный договор о ядерном разоружении Украины и неприкосновенности ее границ, а «благородной войной» против воображаемых фашистов. Международная изоляция превратилась во «вставание с колен», утверждение России в ранге «великой державы». Упадок экономики и падение доходов населения – «ростом стабильности». И даже люди, далекие от фантазий воображаемой мести, но напуганные  трагическими изменениями в нашем обществе, пытаются отрицать реальность или закрывать на нее глаза. Ведь сами они не в силах ничего изменить. Наше общество сегодня в состоянии тяжелой болезни.

 Потеря реальности и кризис институтов

Российская власть в лице Путина, виновная в отчуждении граждан от любой формы влияния на события и решения, оказывается не жертвой происходящих психологических метаморфоз, а их выгодоприобретателем. Отчуждение граждан от воздействия на реальность происходит на двух уровнях и связано с кризисом институтов. Для обывателей  кризис выражается в извращении функций правоохранительных органов и суда. Они уже не защитники от правонарушителей, а сами преступники или их соучастники, разгоняющие мирные митинги протеста, подвергающие  заключенных пыткам и назначающие сроки по надуманным обвинениям. Кризис наглядно проявляется и в разрушении привычных для обывателей систем образования  и здравоохранения.

На другом уровне кризис проявляется в постепенном обессмысливании национального суверенитета. В условиях глобализация экономики такая тенденция характерна для всего мира. Над национальными территориями и суверенитетами движутся капиталы, товары, идеи, услуги и т.д. Глобализация принесла не только доходы, но и сложнейшие экологические, миграционные и финансовые проблемы. Решать их должны политики, чья власть простирается лишь на ограниченной территории их страны и над ее населением. Отсюда системный кризис институтов, тесно связанных с национальным суверенитетом. Отметим, что национальные  институты сегодня все более беспомощны во всех странах.

Российские власти, с одной стороны, хотят извлекать пользу из глобализации экономики, с другой – пытаются решать глобальные проблемы с помощью национальных институтов. Они наивно пытаются противопоставить мировым экономическим санкциям крайне неэффективные контрмеры, основанные на самоизоляции и импортозамещении. Как можно успешно развиваться нефтедобывающей стране, не имеющей  технологий глубокого наклонного  бурения? Как можно развивать электронику и вычислительную технику, интернет в отрыве от развитых стран?

Разочарование в суверенных институтах, ощущение их бессмысленности оборачиваются отказом следовать правовым нормам и процедурам на всех уровнях. Это видно на примере российской Госдумы – послушного псевдо парламента, принимающей людоедские законы, вроде закона Димы Яковлева. Это проявляется в стремлении местных властей «кошмарить» бизнес, собирая с него непосильные откаты. В итоге ресентимент становится «антиполитикой», классическое проявления которой – война, отвращение к любым формам гражданской активности и закону. Печально, но в России эта тенденция проявляется и в массах, и в  руководство страны. Попробуйте расспросить прохожих, что они знают о своих конституционных правах...

Как показывает опыт фашисткой Германии, «антиполитика» чревата ростом национализма и популизма, которые легко вырождаются в диктатуру и ведут к культу харизматического лидера, харизма которого питается явным и неявным нарушением Конституции, права, международных норм. У народа возникает парадоксальная иллюзия, будто национализм может решить наднациональные проблемы, а харизматический лидер страны способен решать проблемы, в которых увязали неэффективные бюрократические демократии. Национализм и популизм сегодня опереточны (как российские казаки) и неэффективны. Это отрицание реальности, но оно закрепилось в головах россиян.

Самый опасный продукт «антиполитики» – «государственность без государства». Органы власти вроде бы имеются, чиновники получают высокие зарплаты, но они не способны решить даже проблемы свалок и утилизации бытовых отходов, не говоря о достижении мировых темпов экономического роста. Происходит деградация экономики, общества, государства.

«Антиполитика» – не просто результат кризиса государства, а продукт ресентимента – воображаемой мести, свидетельствующей о  неспособности нашего народа и нашей элиты сегодня действовать позитивно. «Антиполитика» - это агрессивная реакция на внешний мир. Решения лидера страны проистекают не из законов и Конституции, а из его личного «нравственного» чутья, в котором проявляется его абсолютная суверенность. Он принимает решения не на основании подписанных Россией соглашений, а исходя «из  чувства справедливости: спасти русских от украинских притеснений, исправить несправедливость, совершенную Хрущевым в 1954 году. Его «моральная» политика при таком развороте просто  игнорирует правовые нормы.

 Тотальная ложь как принцип политики

Когда политика государства строится на тотальной лжи или отрицании очевидных фактов, возникает особый тип политики, которую успешно проводили Гитлер и Сталин. Ложь никогда не относилась к смертным грехам, она заняла негативное место в европейском сознании только с возникновением современной науки, претендующей на абсолютное знание объективной истины (с XVI–ХVII веков). Политика же никогда не обходилась без лжи.

Ситуация изменилась с изобретением рекламы, тотальной пропаганды и современных медиа. Стали возможны проекты конструирования мира в соответствии с воображением политиков. Стираются различия между ложью и реальностью. В массовом сознании происходит сдвиг, факты утрачивают реальность, даже смерть людей кажется чем-то мнимым… Такая метаморфоза сознания ведет к снижению гражданской активности, нарастанию в обществе инертности и безразличия.

Характерный пример. В 1971 году были обнародованы секретные документы, касающиеся войны во Вьетнаме. Из них следует, что Америка не преследовала материальных выгод для себя – ни приобретения новых территорий, ни экономических преимуществ. Она хотела утвердить образ «величайшей силы на Земле», «непобедимого защитника свобод и демократии». Хотя  никто и не оспаривал американского могущества. Полная несогласованность войны с реальностью обернулось поражением сверхдержавы от армии отсталой аграрной страны.

Нечто подобное происходит сегодня в России. Тотальная ложь породила у народа  веру в  фантазии. Власть, утратившая связь с реальностью, не способна решать насущные проблемы, она ввергла страну в саморазрушение государства и общества. Эти жертвы приносятся ради «сохранения лица» и создания образа «несокрушимой силы», «нам все санкции и весь мир нипочем». А угодливые СМИ делают все, чтобы загипнотизировать этим тех, кто того жаждет. Как остановить этот процесс, не доведя его до логического конца, к которому пришел Гитлер?

 

Дайджест подготовил Петр Филиппов

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Европейский опыт борьбы с коррупцией: Финляндия
15 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В последнее время в социальных сетях все чаще встречаются  призывы к смене в России политической системы. Что послужило для этого триггером? Позорная инсценировка всенародного одобрения поправок к Конституции? Или дает себя знать естественная смена поколений, а значит, и представлений россиян о желательном мироустройстве? 
Шведские уроки
3 ИЮЛЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Большую часть ХХ в., как и первые годы XXI в., Швецией управляло правительство, сформированное Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Девиз международной социал-демократии: «Свобода — Справедливость — Солидарность». Именно такие идеалы правящая партия последовательно воплощала в своей политике. И это вызывает значительный интерес, поскольку за десятилетия правления социал-демократов Швеция не только была преобразована из аграрного в высокоразвитое индустриальное общество, но и достигла социально-экономического благополучия. Социальные реформы мотивированы общенациональным интересом — расширенное воспроизводство «племени», а социальная защищенность стала частью национального самосознания. Социал-демократы продемонстрировали широкие и надежные обязательства в социальной сфере.
Как учатся дети в азиатских странах
3 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Разговоры об упадке нашей системы образования стали сегодня общим местом. Хотя еще недавно именно уровень образованности россиян давал России шанс занять достойное место в мире. Похоже, с этим нам придется проститься. И все же полезно сравнивать наши реалии с опытом других стран. Вашему вниманию предлагается дайджест по книге Кристины Гросс-Ло «Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира». (Пер. Е. Колябиной.) 
Зачем нам культура дискуссий
18 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В России начисто отсутствует культура дискуссии. Эта культура берет начало в античной Греции. Каждый гражданин, приходивший на заседание агоры, должен был как минимум понимать, о чем идет речь, и по возможности адекватно уметь выразить свою точку зрения. В Греции формировались философские школы, традиции, развивалось искусство риторики. Сама по себе дискуссия мыслилась как способ обсуждения проблемы и продвижения дискутантов к новой истине. Да и слово «диалектика» – производное от слова «диалог». Логика, риторика, нормы корректной дискуссии создали механизмы социального взаимодействия на путях поиска и выработки наилучших решений.
Как перейти к интенсивному развитию страны
15 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В предыдущей статье я постарался обосновать важность перехода от экстенсивного к интенсивному развитию страны. Какие культурные практики для этого необходимы? Исходно носители российской ментальности не были включены в систему экономических отношений. Экономическое мышление им было чуждо. Речь идет не о профессиональном погружении в современную рыночную экономику, а о сознании рядового россиянина в рамках его картины мира. В советские времена средневзвешенный интеллигент в экономике ничего не смыслил. Ему читали курс политэкономии капитализма и социализма. На этом его погружение в экономику завершалось.
Лучше меньше, да лучше!
10 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
Базовая характеристика культуры россиян – экстенсивная модель человеческой деятельности. Повышение объема продукции мы обычно достигаем за счет привлечения дополнительных ресурсов. Напротив, «интенсивная модель» – это тот тип хозяйствования, где повышение объема и качества продукции достигается за счет усовершенствования технологий, оптимизации производственного процесса, более рационального использования рабочей силы и материальных ресурсов.
Какой дорогой идти России? Часть 2
1 ИЮНЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Продолжаем обсуждать меры по развитию экономики России, которые дадут ей шанс не попасть в разряд отсталых стран. Ответу на этот вопрос посвящена вторая часть дайджест по докладу научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Григорьевича Ясина. Наука. Если Россия не может конкурировать с Китаем, с Индией или с Бразилией по трудовым ресурсам, то ей остается только инновационная модель развития. Нужны знания и творчество, которые могут обратить нефтяные и газовые доходы в развитие инновационной экономики. Наука, как и образование, — фундамент такой экономики. Наука главным образом поставляет знания, являющиеся содержанием образования, а образование готовит кадры для науки.
Какой дорогой идти России? Часть1
26 МАЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Европейские страны, США, Канада, Австралия, Япония сегодня перешли в новую инновационную стадию развития, а другие страны еще нет. Народам развивающихся стран надо реформировать привычные порядки, заимствовать культуру развитых стран. Одни страны, такие как Южная Корея и Китай, делают это. Другие, такие  как Россия или Туркмения, сильно отстают. Против реальной модернизации выступает и наша элита, и значительная часть населения страны. А президент развлекает россиян разговорами о нашей особой цивилизации…
Социализм, построенный не нами. И не у нас
15 МАЯ 2020 // ЮРИЙ ГЛАДЫШ
В последнее время можно нередко услышать ностальгические призывы к возвращению в «золотой век» позднего Советского Союза, к социализму. Можно признать, что для членов партноменклатуры КПСС этот строй действительно был комфортным. Но не для простых граждан. Попробуем разобраться, что же это был за «социализм» и стоит ли к нему возвращаться? По академическому определению прилагательное «социальный» (от латинского socialis — общественный), относится к взаимоотношениям людей в обществе. 
«Гардарика» и Гайдар, или Почему не прав Ходорковский
13 МАЯ 2020 // МИХАИЛ САРИН
На «Эхе Москвы» в программе «2020» шла речь о книге Михаила Ходорковского «Новая Россия, или Гардарика (Страна городов). Десять политических заповедей России XXI века». Там же, на «Эхе Москвы», появился блог известного историка, академика РАН Юрия Пивоварова «Рассуждение о свободе и нравственном выборе (о работе М. Б. Ходорковского «Новая Россия или Гардарика (страна городов)...». В отзыве Пивоварова книга названа «идейным плацдармом, с которого мы можем начать строить Новую Россию». В то же время он пишет: «Эту работу будут читать и спорить». И сам Михаил Ходорковский признает: «Ни в коем случае не воспринимаю себя истиной в последней инстанции». Полезно обсудить его книгу.