Церковь и государство
13 ноября 2018 г.
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018, ИННА БУЛКИНА

ТАСС

Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.

А на местной повестке стремительно приближающиеся президентские выборы. Соответственно томос и предоставление УПЦ автокефалии партия действующего президента понимает и преподносит как одну из серьезных пропагандистских побед (наряду с «безвизом»): Порошенко не устает повторять, что все, что отдаляет Украину от России, приближает ее к Европе, и, будь нынешняя российская политика не такая, а иная, все это, возможно, звучало бы не столь убедительно.

Итак, развитие событий с томосом и автокефалией выглядит вполне позитивно, это «перемога», говорят нам Порошенко, его спикеры и сторонники. Что же до его противников, им, так или иначе, приходится искать здесь признаки «зрады», и они их находят. Не секрет, что ядерный электорат главной противницы действующего президента Юлии Тимошенко всегда был протестным и всегда требовал простых и немедленных ответов на свои вопросы. Все, что выглядит сложным, длительным и неоднозначным (а предоставление автокефалии — именно такой процесс), на каждом своем этапе комментируется как еще одна неудача, еще одно поражение, еще одна «зрада». Как? Томос не дали к годовщине Крещения — «всепропало»! Обещали к Покрову, но не дали, или дали, но не совсем то — это ведь еще не автокефалия, это лишь снятие анафемы с Филарета и Макария. Зрада!

Еще месяц назад умеренно оппозиционное «Зеркало недели» как один из возможных допускало сценарий «совместного церковного управления в Украине», осуществляемого Москвой и Фанаром. И не исключало его «консервации», то есть некоторого неопределенного статус-кво, который затянется и не позволит Порошенко выйти на выборы с очевидной «перемогой»: народ устанет от темы и потеряет к ней интерес. Сегодня то же «Зеркало», как и прочие наблюдатели, склоняются к тому, что поворотный момент этого сюжета произойдет на соборе, и есть надежда, что собор состоится еще в этом году. К слову, здесь тоже комментируют «проблему Филарета», и обращают внимание на то, что, несмотря на запальчивое заявление 90-летнего Филарета — «я был патриархом, есть и буду», — перед публикой он явился не в белом патриаршем куколе, но в черной скуфье.

Так или иначе, в ближайшее время светская власть будет всячески форсировать скорейшее проведение собора и сделает все возможное, чтобы собор прошел по оптимальному сценарию. В целом активность «светских» сейчас на виду и гораздо более предсказуема, нежели позиция прихожан УПЦ обоих патриархатов. Очевидно, что часть из них — собственно радикалы (по ощущению их не очень много) — склонны принять катастрофический «московский сценарий», вернее, поверить в то, что им обещают из Москвы: полномасштабную «церковную войну», захват храмов и все, что за этим последует, — вплоть до реального кровопролития. Другая сторона заверяет, что захватов не будет, но не исключает при этом провокаций. И, похоже, «томос-оптимисты» верят, что смогут контролировать ситуацию.

О позиции людей неверующих красноречиво говорит свежий мем «Я атеист Киеского патриархата» (с вариантом "Константинопольского"). И в этом смысле стоит привести «электоральные комментарии» социологов и политологов: не факт, говорят нам, что вся эта церковная история всерьез расширит «приход Порошенко». Его настоящий электорат — те самые еврооптимисты и «атеисты Киевского патриархата» — останется при нем. Возможно, он получит некоторое количество голосов за счет правых — прихожан неканонических до последнего момента УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата. Но удастся ли украинскому президенту «расколоть» протестный электорат на фоне нагнетаемой в связи с «церковным расколом» паники?

Киев

Фото: 1. 13.10.2018. Kiev, Ukraine. Zuma/TASS.
2.












  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковнославянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.
В блогах
12 ОКТЯБРЯ 2018
matveev80: А гундяй демонстративно не едет на Украину, когда Церковь на грани раскола. Помнится, Алексия II от подобной поездки не удержало даже больное сердце... А Кирюхе важнее и дальше получать подачки от Кремля.