Что делать?
09 апреля 2020 г.
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ZUMA/TASS

Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.

Что подвигло олигарха на это заявление — непонятно. Вроде бы от миллиардера, разбогатевшего на личных связях с высокопоставленными чиновниками, услышать такое —  против логики «капитализма для своих». Но ведь произнес же!  Тем более полезно обсудить тему назревшей судебной реформы простым россиянам, имеющим шанс получить от судьи срок даже за несанкционированную прогулку с плакатом по Бульварному кольцу.

 

* * *

Начнем с очевидного: судебная система России не соответствует критериям правового государства. Суд в России зависим от исполнительной власти, от президента и его администрации. Указания авторитарной власти для судей важнее закона.

Правящая в России группа   использует суд для легитимации своего господства. Это обеспечивается формированием влиятельной судебной бюрократии, приданием широких полномочий несменяемым председателям судов, созданием послушных органов аттестации, у которых множество возможностей для увольнения независимых судей.  Мы не оригинальны, такое правление с помощью закона (rule by law) применяется во многих авторитарных государствах.

В отличие от действующей в России судебной системы, принцип верховенства права (rule of law), реализуемый в развитых странах, предполагает равенство всех граждан перед законом. При этом именно справедливый и независимый суд блокирует произвол бюрократии и даже принятие парламентом противоречащих Конституции решений. Но для верховенства права необходимо реальное разделение властей, чего в России нет. Нужна политическая конкуренция, свобода слова и собраний, нужна гласность. Этого у нас тоже нет.

Однако прогресс остановить нельзя. Проведение судебной  реформы, которая обеспечит верховенство права, уважение неотъемлемых прав человека — необходимое условие для развития России. Давайте обсудим, что для этого предстоит сделать. Пока хотя бы теоретически…

* * *

Как показывает опыт бывших восточноевропейских сателлитов СССР, прежде всего необходимо провести чистку судейского корпуса от судей, уличенных в коррупции и пренебрежении законом, в послушности к указаниям авторитарной власти. Напомним, что в соответствии со статьей 305 УК РФ за вынесение  заведомо неправосудного приговора, связанного с заключением, судья наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет. Но это только на бумаге. Поток заказных приговоров участникам митингов протеста говорит о моральных качествах нашего судейского корпуса. Но  именно сохранившиеся в 90-е годы кадры советских судей торпедировали судебную реформу в России, Казахстане, Узбекистане. Поэтому надо брать пример с Германии и Сингапура, полностью сменивших судейский корпус. Новые российские судьи в первый раз должны быть избраны областными собраниями адвокатов из числа известных адвокатов и юристов-преподавателей.

В дальнейшем предлагаем  отбирать и утверждать кандидатуры судей  последовательно решениями Межрегиональных высших экзаменационных комиссий, Межрегиональных квалификационных коллегий судей и Высшей квалификационной коллегии судей. Все экзаменационные и квалификационные комиссии по закону должны наполовину состоять из адвокатов с практикой не менее 7 лет и одной трети признанных научным сообществом специалистов права. Остальных можно отбирать из судейского корпуса.

Очень важно резко расширить полномочия суда присяжных, возложив на суд присяжных решение большинства дел. Все обвиняемые в совершении особо тяжких и тяжких преступлений должны иметь право на рассмотрение их дел коллегией присяжных заседателей.

Необходимо также восстановить Высший арбитражный суд. Он заработал уважение в юридическом сообществе благодаря щепетильным подходам к формированию судебной практики с точки зрения гражданского права, что противоречило корыстным интересам нашей авторитарной власти. После показательных увольнений арбитражных судей, осмелившихся не принимать в спорах позицию государства, ликвидировали и сам суд. Но если частный бизнес беззащитен перед произволом исполнительных органов государства, то это сводит «на нет» инвестиционную привлекательность России. С ликвидацией ВАС судопроизводство по экономическим спорам  потеряло независимость, стало похоже на заказное судопроизводство в судах общей юрисдикции.

Следует сохранить  только прямые выборы мировых судей  населением, запретив избрание их законодательными органами субъектов Федерации. Эти суды рассматривают простые и распространенные дела, с ними граждане сталкиваются чаще всего. Такой мерой мы отчасти вернем судебной системе доверие людей.

 

* * *

Полезно установить порядок, согласно которому кандидаты в судьи должны иметь возраст  свыше 35 лет, 2 года преподавания в негосударственном вузе и 5 лет стажа   работы в адвокатуре.

Для сравнения:  в США судьями становятся зрелые люди, имеющие большой авторитет в юридических кругах, зачастую  бывшие адвокаты. Средний возраст кандидатов в судьи там 40-45 лет.  В России же 30% судейского корпуса составляют помощники судей, секретари судов и другие выходцы из аппаратов судов, 17% — бывшие прокурорские работники, 16% — вчерашние полицейские. 60% судей получили плохое заочное образование «без отрыва от производства». К моменту получения диплома они достигают требуемого по Конституции возраста (не менее 25 лет) и имеют необходимый 5-летний стаж работы. Средний возраст начала карьеры российского судьи — 31 год, а 57% надевают мантию до 30 лет. Но главное, что в процессе такой карьеры у них формируется менталитет с обвинительным уклоном и привычка послушания начальству.

Предлагаемое изменение порядка  назначения российских судей  сделает их независимыми от президента (если такая должность в будущем  сохранится)  и органов исполнительной власти. Как минимум надо лишить президента права предлагать кандидатуры судей и председателей судов. Вообще необходим полный демонтаж механизмов, ставящих судей в зависимость от исполнительной власти и олигархов (нередко завуалированную). Эти механизмы —  широкие полномочия председателей судов, принципы набора и ротации судей, взяточничество.

Экзамены на получение статуса судьи следует проводить открыто и транслировать в интернете (как это делается в Хорватии). Тогда неграмотные кандидаты, получающие сегодня  должность судьи по протекции, не смогут скрытно «сдать» свой  квалификационный экзамен. Также полезно  в интернете транслировать обсуждение кандидатур в высших квалификационных коллегиях.

Следует отменить действующий 6-летний испытательный срок для судьи, который сегодня играет роль крючка для непослушных властям профессионалов. Для обеспечения независимости судьи должны не только назначаться пожизненно, но их дисциплинарные дела должно рассматривать лишь Дисциплинарное судебное присутствие, которое надо вывести из подчинения Верховного суда. Иметь право обращаться в Дисциплинарное судебное присутствие должны общественные организации и СМИ.

Предстоит коренным образом пересмотреть основания, по которым судья может быть лишен должности. Сейчас эти основания в законе настолько размыты, что любого строптивого судью можно отправить в отставку и оставить без судейской пенсии. Надо ввести порядок, по которому отстранять судью от должности можно только на конкретном  основании,  прямо указанном в законе, и в ходе заседания Дисциплинарного присутствия, которое тоже надо транслировать  в интернете.

Отмена решений судьи вышестоящей судебной инстанцией  не должна считаться браком в работе. Иначе неизбежен обвинительный уклон в работе суда, так как прокурор, оспаривая в апелляционном суде решение судьи, скорее добьется отмены решения, чем обвиняемый.  Поэтому судья  и не рискует оправдать обвиняемого —  чтобы не лишиться своей должности.

Надо   изменить процедуру отстранения судьи или иного участника от  процесса. Судья не должен самостоятельно принимать решение об отстранении от дела самого себя. Это  противоречит принципу nemo judex in causa sua («никто не может быть судьей в своем деле»). Постановления, принятые по итогам подачи заявления об отводе участника процесса, должны подлежать обжалованию.

 

* * *

Но главное — надо разорвать зависимость квалификационного класса и оклада от места работы судьи. Все судьи должны иметь возможность получить высший квалификационный класс при условии прохождения квалификационных испытаний и выслуги лет. Это позволит сформировать высокопрофессиональный судейский корпус в судах всех уровней.

Необходимо законодательно разграничить понятия отставки и судейской пенсии для создания твердой уверенности судей в обеспеченной старости, что будет способствовать судейской беспристрастности.

 

* * *

Председатели всех судов, включая Конституционный и Высший, должны работать на своей должности сроком один год и не более двух раз, причем с разрывом между сроками. Очередь на занятие должности Председателя суда следует формировать по жребию.

Дела между судьями должны распределяться случайным образом, по жребию. Такой порядок должен быть зафиксирован законом.

Необходимо также запретить проведение всех судебных заседаний без аудиозаписи. Звук из зала суда должен транслироваться в помещение стенографистов, перепечатываться и сразу после заседания вручаться всем участникам процесса, включая присяжных. Так делается во многих развитых странах, что позволяет пресечь  фальсификацию протоколов.

 

* * *

Предстоит по примеру европейских стран ввести законом должность следственного судьи, который будет обеспечивать состязательность процедур следствия. Защита сможет предъявить свои доказательства следственному судье, а не следователю, который в России обычно их отвергает. Следственный судья должен иметь право подтверждать, что это допустимые доказательства, добытые не под пытками и не путем фальсификаций. Как показывает опыт, у следственного судьи больше возможностей выявить фальсификации, пытки и иные  незаконные методы получения доказательств. Он признает доказательства, предоставленные следствию защитой, чего защита сама сделать не может. Суд, получив от следственного судьи  доказательства, автоматически включаемые в материалы следственного дела,  в ходе судебного процесса  исследует их с точки зрения достоверности и достаточности.

Следует не только запретить проводить обыски и выемки без санкции суда, но и запретить проводить эти действия по постановлению следователя с последующим уведомлением суда. Для таких действий нужно ввести обязательную санкцию прокурора.    

* * *

 

Есть и предложения, связанные с внесудебными способами влияния на решения, выносимые судьями. Чтобы исключить влияние на суды органов местной власти, границы судебных округов не должны совпадать с границами субъектов Федерации и административно-территориальных единиц.

Необходимо ввести уголовное наказание за попытки чиновников влиять на решения судов, помогая им финансированием, жильем или как-то иначе.

Следует прекратить практику награждения судей государственными орденами и медалями, присвоения им почетных званий, что обеспечивает их лояльность исполнительной власти.

 

* * *

В заключение отметим права граждан, которые должны быть им предоставлены в процессе проведения судебной реформы:

  • Следует по примеру Канады обеспечить законом и практикой его применения доступ граждан к информации органов власти (за редким исключением, связанным с безопасностью).
  • Надо предоставить гражданам право на частное обвинение почти по всем статьям УК при наличии доказательств совершенного преступления, в том числе преступлений представителей органов власти.
  • Пора и в России ввести систему поощрения информантов, т. е. граждан, информирующих органы власти и СМИ о нарушениях закона и правил, в том числе о фактах коррупции.
  • Необходимо предоставить гражданам реальное (а не фиктивное, как сегодня) право на групповые иски в защиту интересов неопределенного круга лиц или группы лиц. Полезно установить премии за такого рода выигранные иски за счет проигравших в размере не менее10 % ущерба.

 

В статье  использованы  предложения  Владимира Ашуркова, Михаила Баньяша, Вадима Волкова, Михаила Краснова, Тамары Морщаковой, Эллы Панеях, Юлии Счастливцевой

 
Фото: Статуя Фемиды перед зданием Тамбовского областного суда. © Demian Stringer/ZUMA/TASS

 

 

 












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Кому принадлежит заначка?
4 АПРЕЛЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В стране распространяется пандемия короновируса. А дома кончаются продукты и нет денег их докупить. Ваша компания остановила производство, так как лишилась рабочих, осевших по домам и дачам. Доходов у нее теперь нет, с каких денег платить людям вынужденные отпускные – неясно. А по оценкам экономистов две трети россиян имеют сбережения, которых хватит лишь на месяц самоизоляции. Того и гляди люди, обезумев от голода и плача своих детей, пойдут громить магазины. А кое-кто отправится грабить особняки и квартиры. Есть хочется, а денег нет! Власть эти перспективы понимает? И что же она делает?
Система Путина. Часть 2
1 АПРЕЛЯ 2020 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Вся отмеченная (в первой части статьи) «экзотическая» коррупционная деятельность соединяется со стандартной коррупцией, представляющей собой в России норму жизни. Если для наездов силовики специально отыскивают интересующий их успешный бизнес, а затем уже отнимают его или облагают данью, то в подавляющем большинстве случаев предприниматель должен сам приходить к чиновнику и «подставляться» под коррупцию. Такого рода стандартная процедура оборачивается двумя видами злоупотреблений: взятками и откатами.
Система Путина. Часть 1
31 МАРТА 2020 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
В пирамиде Путина нет никакой системы сдержек и противовесов, кроме самого Путина. Ни парламент, ни суд, ни пресса не могут стать по-настоящему серьезным препятствием на пути тех влиятельных групп, которые стремятся любыми способами максимизировать свои доходы. Или, точнее, в обычной ситуации рыночная конкуренция эти доходы ограничивает. Но в том случае, когда влиятельным группам интересов удается встать над конкурентной борьбой, они могут грести деньги лопатой. Формально и для них существует закон, но есть и многочисленные способы этот закон обходить.
Как оценить наши перспективы
26 МАРТА 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Сегодня, если судить по результатам социологических опросов Левада-Центра, многие россияне разочаровались во власти, считают, что она ими манипулирует, а законы и суд —  лишь оформление административного произвола. Конституция особой роли не играет. Но эти настроения не означают, что пришло время перемен. Да, россияне понимают, что правящая бюрократия действует в корыстных интересах и собирает с них дань в разных формах. При этом большинство считает: пусть уж лучше будет такая власть, чем революция с ее жертвами. Кремль этот цинизм устраивает, ему достаточно пассивного согласия населения. И «верхи», и «низы» понимают друг друга, менять систему не желают.
Разговор в электричке
25 МАРТА 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Вам не кажется, что при обнулении президентских сроков мы по сути  возвращаемся к монархии? Что очередная попытка установить в России республиканскую форму правления опять закончилась неудачей? Ну какая разница между императором и пожизненным президентом с фактически неограниченными полномочиями?
Куда ведет нас культура насилия?
25 МАРТА 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Как показали опросы, подавляющее большинство россиян из выступления Путина перед Федеральным собранием запомнило по материалам  СМИ не его предложения по реформе Конституции, а  лишь  уход Медведева с поста премьера,  к реформе не относящийся. Иными словами, наши современники воспринимают действующую Конституцию так же, как их предки оценивали «самую демократичную в мире» Конституцию СССР — бумажка, к реальной  жизни отношения не имеющая. 
Какова роль ментальности россиян?
20 МАРТА 2020 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Сорок лет назад, осенью 1978 г. я поступил в Ленинградский университет. Попал на вечернее отделение экономического факультета, поскольку при попытке поступить на дневное меня завалили на сочинении. Не умел я, как выяснилось, сочинять. Учеба на вечернем отделении предполагала обязательность работы в дневное время. Многие студенты-вечерники изыскивали тогда возможность устроиться на интеллигентную работу – библиотекаря или кафедрального лаборанта. Я же попал в слесари. На ТЭЦ №7 Василеостровского района. В цех контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Средневековая мораль – препятствие развитию
13 МАРТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В своей последней статье в «Ежедневном журнале»[i] Сергей Магарил обращает внимание на важность уровня образования представителей властной элиты. Согласимся, что малообразованным чиновникам и простым людям вряд ли удастся создать высокоэффективные экономику и институты государства, подобные шведским или японским. Скажется недостаток знаний в сфере технических и социальных наук. Но авторитарные правители отсталых стран, их министры обычно принимают решения, исходя из своей морали, то есть представления о «хорошем» и «плохом», «правильном» и «неправильном», о возможности реализовать собственные интересы.
Уровень образованности — условие перехода количества в качество
3 МАРТА 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Памяти Сергея Магарила Закон перехода количества в качество — один из общих законов развития природы, человеческого общества и мышления. Постепенное накопление количественных изменений приводит к скачкообразному переходу к новому качеству. Рассмотрим это на примере числа квалифицированных, образованных россиян и качества социально-экономических отношений в России.
Какое государство изволите?
2 МАРТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
  Признание того, что в России построено корпоративное государство, сформировался государственно-монополистический «капитализм для своих» («кронизм»), стало общим местом. Но дискуссии на эту тему продолжаются. Внесем в них свою лепту. Общепризнанного определения государства нет. Считается, что это политическое и культурное сообщество людей, проживающих на определенной территории (зачастую ее называют страной).