Что делать?
06 августа 2020 г.
Зачем нам культура дискуссий

Pixbay.com

В России начисто отсутствует культура дискуссии. Эта культура берет начало в античной Греции. Каждый гражданин, приходивший на заседание агоры, должен был как минимум понимать, о чем идет речь, и по возможности адекватно уметь выразить свою точку зрения. В Греции формировались философские школы, традиции, развивалось искусство риторики. Сама по себе дискуссия мыслилась как способ обсуждения проблемы и продвижения дискутантов к новой истине. Да и слово «диалектика» – производное от слова «диалог».

Логика, риторика, нормы корректной дискуссии создали механизмы социального взаимодействия на путях поиска и выработки наилучших решений.

В рамках российских традиций дискуссия воспринимается совершенно иначе. Есть «я» или «мы» – носители истины, и есть «они» – как минимум заблуждающиеся. Или враги, уводящие нас от истины во имя своекорыстных интересов. Российская модель дискуссии восходит к архетипическому прецеденту – спору о вере между Патриархом Никоном и Никитой Добрыниным, прозванным в российской исторической традиции Пустосвятом, в Грановитой палате Московского Кремля летом 1682 года. По свидетельству Соборного уложения, Никита Пустосвят «главосечен и в блато ввержен псом на снедь». Дискуссии до добра не доводят. В общем случае истина коррелирует с социальным статусом автора высказывания. У нас возможен единственный принцип дискуссии: Я начальник – ты дурак. Ты начальник – я дурак.

Сегодня культура корректной полемики присутствует в России лишь в академической и университетской среде. Причем поддерживается она за счет удаления нарушителей правил игры. Можно подумать, что это – возможно существенная, но частная проблема. Однако социальное взаимодействие может быть либо рациональным, либо иерархическим и дорациональным. Простой мужик может знать, «как надо», но он не в состоянии объяснить, почему надо именно так. Его мышление не дотягивает до логики и рациональных процедур. В его сознании решение приходит как озарение.

Отметим, что культура дискуссии и риторическое искусство веками воспроизводились и поддерживались в европейской университетской и политической традиции. Европа ценит риторов. Общественный деятель должен уметь ярко, красиво и убедительно говорить. Причем, это относится к самой широкой палитре политических лидеров, в том числе и ХХ века. Популярность не только Винстона Черчилля, но и Муссолини и Гитлера в значительной степени объяснялась их риторическими талантами.

А как в России? В 1917 году Петроград превратился в сплошной и нескончаемый митинг. Люди стремились выговориться. Но далее в силу вступил очень показательный отбор. Троцкий, который мог говорить часами, проиграл немногословному, говорящему коанами («оба хуже») Сталину. Те, кто помнят Перестройку, могут подтвердить: риторика Горбачева, говорившего свободно, не по бумажке, поначалу очаровывала. Но через какое-то время стала людей раздражать. На наш, российский вкус он говорил слишком легко и много. А Ельцин, не отличавшийся риторическим талантом, в этом отношении ему совсем не проигрывал. А Черномырдин с его знаменитыми «хотели как лучше – получилось как всегда», «здесь вам не тут», «я ничего говорить не буду, а то опять что-нибудь скажу», «надо же думать, что понимать», «мы выполнили все пункты, от А до Б» вызывал самые добрые чувства. Средний россиянин сердцем чувствовал: это тебе не «больно грамотный», а «нашенский», природный.

Надо сказать, что культура «широких народных масс», если угодно, довербальна. Наш простой человек часто обходится минимальным набором слов, говорит примитивно и часто коряво. В этом отношении мы разительно отличаемся от европейцев.

Но высокая культура мышления и навыки диалога жизненно необходимы субъектам рыночной экономики, которые работают в постоянно меняющейся экономической, технологической и политической реальности. Они вынуждены принимать адекватные решения. Чем выше культура дискуссии, чем больше значимой информации, чем шире и компетентней круг совещающихся, тем больше шансов выработать правильное решение.

Проблема формирования культуры дискуссии стоит в России очень остро. В странах Европы этим занимается средняя и высшая школа. Стиль корректной дискуссии там доминирует в политическом пространстве, в средствах массовой информации. Там другие стандарты. У нас же этому специально не учат (за редкими исключениями). Более того, те модели полемики, которые обрушивает на нас отечественное телевидение, вызывают оторопь. Собеседника перебивают, «неправильного» оппонента оскорбляют, не дают ему возможности ответить на инвективы. В ходу оскорбительные и уничижительные прозвища – «гейропа», «жидобандеровцы» и другие.

Отечественные СМИ внедряют простую, как мычание, черно-белую модель мира: есть «правильные», «наши», которые любят свою страну и изрекают истину, и есть «неправильные», которые постоянно клевещут и очерняют «наш путь» мир и наш народ. Дискуссия такого типа в принципе не может способствовать прояснению истины. Перед нами – инструмент оболванивания зрителей и слушателей.

Как нам, россиянам, выбраться из этого культурного тупика, как поднять в России культуру дискуссий?

Фото: pixabay.com












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Клановый российский капитализм. Часть1
4 АВГУСТА 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дайджест публикациям Леонида Косалса   Важнейшая черта нашего общества — «клановое государство», основная функция которого — обеспечение благоприятных условий для крупнейших кланов, создание им преимуществ перед всеми другими участниками политической и экономической жизни. Кланы — это закрытые теневые группы бизнесменов, политиков, бюрократов, работников правоохранительных органов, иногда представителей организованной преступности. Они объединены деловыми интересами и неформальными отношениями. Наличие таких кланов — главное отличие России от стран с конкурентным рынком,  где главную роль играют независимые предприниматели, конкурирующие между собой.
О нашем «естественном государстве»
31 ИЮЛЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В Хабаровске три недели протестуют граждане. Против чего они протестуют? Против ареста губернатора Сергея Хургала? Или против порядков, допускающих арест избранного народом губернатора по странным обвинениям? Его этапирования в Москву для расправы в «карманном» суде? Если это так, то требование граждан проводить суд присяжных в Хабаровске  — это прелюдия очередной смены правил нашей жизни, или того, что именуется термином «государство». В поправках в Конституцию в ст. 75/1 их авторы записали, что в РФ «создаются условия для взаимного доверия государства и общества». Что они понимают под словом «государство»?
Борьба с коррупцией в Сингапуре. Часть 2
28 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Сегодня Россия — сырьевой придаток  развитых стран. Высокотехнологичных производств почти не осталось. Но развитие России  остановить даже с помощью репрессий вряд ли удастся. Рано или поздно и наш народ  избавится от  коррумпированной авторитарной власти номенклатуры. Тогда и встанет остро вопрос о назревших реформах, Впрочем, уже сегодня нам полезно знакомиться с опытом  наиболее продвинутых в этом отношении  стран, в частности Сингапура. Об этом идет речь в предлагаемом читателям «Ежедневного журнала» дайджесте по книге премьер-министра Сингапура  Ли Кань Ю. Часть 1. 
ОГЭ, ЕГЭ и другие
27 ИЮЛЯ 2020 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
Недовольство состоянием школьного образования стало общим местом в современном российском обществе. Недовольны преподаватели и учащиеся, ворчат родители, возмущаются журналисты и деятели культуры. Доволен только чиновник, в руках которого это образование оказалось. Поговорим об одной из причин этого недовольства. С появлением ОГЭ и ЕГЭ, по крайней мере, начиная с 9 класса, школьные уроки в России полностью превращаются в процесс подготовки к этим экзаменам.
Россия послеиюльская
24 ИЮЛЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Политическая ситуация в России внезапно обрела динамику. Первоиюльское голосование, задуманное для окончательного наведения в стране кладбищенской тишины, пока что имеет иные последствия. Незапланированные властями. Репрессивная волна поднялась в первые же дни жизни по новой «конституции». Это предсказывалось заранее. Но небывало массовый отпор, даже локальный, показал, что тут у них явно что-то пошло не так. В России, впрочем, что ни случись, всё неожиданно. Зато потом: «Да быть иначе просто не могло!»
Ли Куан Ю. Борьба с коррупцией в Сингапуре. Часть 1
22 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Сегодня Россия — сырьевой придаток  развитых стран. Высокотехнологичных производств почти не осталось. Но развитие России остановить даже с помощью репрессий вряд ли удастся. Рано или поздно и наш народ избавится от коррумпированной авторитарной власти номенклатуры. Тогда и встанет остро вопрос о назревших реформах. Впрочем, уже сегодня нам полезно знакомиться с опытом наиболее продвинутых в этом отношении стран, в частности Сингапура. Об этом идет речь в предлагаемом читателям «Ежедневного журнала» дайджесте по книге премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю.
Борьба с коррупцией в Сингапуре: извлекая уроки
20 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Сейчас Сингапур – наименее коррумпированная страна в Азии. Этот статус год за годом подтверждают исследования, проводимые Politicaland Economic Risk Consultancy (PERC)[1] и Transparency International[2]. Почему коррупция перестала быть нормой общественной жизни в Сингапуре? Какой полезный опыт можно извлечь из истории противодействия ей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к причинам коррупции в колониальном Сингапуре, основным методам противодействия коррупции и урокам, которые необходимо усвоить.
Европейский опыт борьбы с коррупцией: Финляндия
15 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В последнее время в социальных сетях все чаще встречаются  призывы к смене в России политической системы. Что послужило для этого триггером? Позорная инсценировка всенародного одобрения поправок к Конституции? Или дает себя знать естественная смена поколений, а значит, и представлений россиян о желательном мироустройстве? 
Шведские уроки
3 ИЮЛЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Большую часть ХХ в., как и первые годы XXI в., Швецией управляло правительство, сформированное Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Девиз международной социал-демократии: «Свобода — Справедливость — Солидарность». Именно такие идеалы правящая партия последовательно воплощала в своей политике. И это вызывает значительный интерес, поскольку за десятилетия правления социал-демократов Швеция не только была преобразована из аграрного в высокоразвитое индустриальное общество, но и достигла социально-экономического благополучия. Социальные реформы мотивированы общенациональным интересом — расширенное воспроизводство «племени», а социальная защищенность стала частью национального самосознания. Социал-демократы продемонстрировали широкие и надежные обязательства в социальной сфере.
Как учатся дети в азиатских странах
3 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Разговоры об упадке нашей системы образования стали сегодня общим местом. Хотя еще недавно именно уровень образованности россиян давал России шанс занять достойное место в мире. Похоже, с этим нам придется проститься. И все же полезно сравнивать наши реалии с опытом других стран. Вашему вниманию предлагается дайджест по книге Кристины Гросс-Ло «Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира». (Пер. Е. Колябиной.)