Церковь и государство

Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.


Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин


все материалы сюжета
15 ОКТЯБРЯ 2018, ИННА БУЛКИНА

Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.

12 ОКТЯБРЯ 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.

Прямая речь, 12 ОКТЯБРЯ 2018

Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.

В СМИ, 12 ОКТЯБРЯ 2018

ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.

В блогах, 12 ОКТЯБРЯ 2018

matveev80: А гундяй демонстративно не едет на Украину, когда Церковь на грани раскола. Помнится, Алексия II от подобной поездки не удержало даже больное сердце... А Кирюхе важнее и дальше получать подачки от Кремля.

5 СЕНТЯБРЯ 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Вселенский патриарх Варфоломей не испугался страшилок Гундяева, Алфеева (церковная кличка – Илларион) и Венедиктова и заявил о праве Константинополя решать вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви без участия Москвы, а также о готовности решить этот вопрос положительно. Выступление Варфоломея на проходящем в Стамбуле Синаксисе – собрании всех иерархов Константинопольского патриархата – было крайне резким по отношению к Москве и крайне недвусмысленным в отношении предоставления автокефалии Киеву.

Прямая речь, 5 СЕНТЯБРЯ 2018

Алексей Макаркин: Реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.

В СМИ, 5 СЕНТЯБРЯ 2018

РИА "Новости": Константинопольской патриархат не может единолично даровать автокефалию Украинской церкви без ратификации этого решения всеми поместными православными церквями...

В блогах, 5 СЕНТЯБРЯ 2018

Роман Лункин: Константинопольский патриарх, скорее, говорит о своих амбициях, самоутверждаясь за счет Москвы и Украины.

3 АВГУСТА 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Российско-украинский церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая 31.07.2018 на телеканале «Прямой», глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра — чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана, то лавра...»...

 (1/17)  Вперед